Перейти к содержимому


Загрузил

Информация

  • Загружен: 18 Мар 2014 13:09
  • Последнее обновление: 18 Мар 2014 13:09
  • Размер: 33,5К
  • Просмотров: 2673
  • Скачан: 311

Загрузить Некоторые приемы работы в поликультурной среде

- - - - -



Некоторые приемы работы с учащимися в поликультурной среде.



В 1974 году я окончила Владимирский Государственный педагогический институт им. Лебедева-Полянского и по направлению приехала преподавать русский язык и литературу в Чечено-Ингушскую АССР. Один год проработала в Октябрьской средней школе №2 Шалинского района, а потом 12 лет в средней школе п. Чири-Юрт. В Октябрьской школе все ученики были чеченцы. А в Чири-Юрте – чеченцы, русские, корейцы, украинцы, немцы… Таким образом, поликультурная ДЕТСКАЯ среда была только в Чири-Юртовской школе, а ВЗРОСЛАЯ – в обеих школах, т.к. учителя были и русские и чеченцы. Учителя-чеченцы высшее образование, в основном, получали очно или заочно в русских вузах.
Надо сказать, что учителя обеих национальностей прекрасно владели русским языком: чеченцы говорили без акцента, те и другие – образно, без грамматических нарушений речи, с соблюдением всех орфоэпических норм… Благодаря этому, все дети - без исключения - в школе и, общаясь с нами вне школы, слышали красивую и правильную речь, перенимали ее на подсознательном уровне. Дети не чеченцы, но родившиеся в Чечне, довольно легко усваивали чеченский язык и охотно посещали уроки родного (чеченского) языка (так было и с моими собственными детьми). Времени же на изучение русского языка и литературы было достаточно: количество часов в учебном плане было больше, да еще при наличии 25 учащихся и более класс, как и на уроки иностранного языка, делился на 2 группы. Так что каждый ребенок имел возможность говорить на уроке, а это очень важно.
В школе проводилось очень много воспитательных мероприятий: концерты, конкурсы, классами представлялись литературно-музыкальные композиции, театральные постановки… Сейчас это может показаться странным, но дети очень любили в них участвовать, учили стихи, слова песен, театральные роли… Это оттачивало речь, пополняло словарный запас, расширяло общий кругозор. Часто мы ездили с детьми в Грозный – посещали театр и цирк. Проводились диспуты, где главным было точное, логичное, ясное, аргументированное «говорение». Школьная библиотека ежемесячно пополнялась новыми книгами разной направленности и тематики, причем это были книги хорошо изданные и иллюстрированные. Классные руководители следили за посещаемостью библиотеки детьми.
КАЖДЫЙ урок по ВСЕМ предметам, а не только по русскому языку и литературе, ОБЯЗАТЕЛЬНО включал в себя такой этап, как словарная работа. Значение слова объяснялось (с переводом на родной язык), составлялось словосочетание, предложение. Подкреплялось это видеорядом (в то время – рисунком или серией рисунков), иногда – пантомимой, мимикой. Слово «искалось» и находилось в тексте, в окружении других слов. Чтение текста с карандашом в руке является для меня обязательным в работе и сейчас: читает ребенок – отмечает непонятное слово. Первый вопрос на уроке был такой: какие СЛОВА были непонятны при домашнем чтении (правило ли, художественный ли текст, биография ли… читались дома – не важно)? Много времени отводилось на создание мини-текстов по предложенному слову.
Без уважения к нации невозможно воспитать уважение к языку нации. Уважение в поликультурной среде должно быть соуважением. В советское время у нас в школе проходил ежегодно Фестиваль дружбы: каждый класс представлял отдельную республику (каждый год – другую), но обязательно какой-то класс представлял Чечню. Стихи, песни, танцы, национальные блюда, обычаи и традиции, национальные костюмы, игры, открытки, значки, куклы… Весь класс, до единого, принимал в этом участие, многие родители участвовали вместе с детьми. Все это тоже помогало в освоении и усвоении языка и языковых норм. Сегодня, в социальных сетях, мы с мужем (он был учителем математики и директором школы в Чири-юрте) общаемся со своими бывшими учениками и с радостью и удовлетворением отмечаем, что русский язык не стал для них чужим.







0 посетителей за последние 15 минут

0 пользователей, 0 гостей, 0 анонимных