Перейти к содержимому


Проект "Виртуальная школа": начало практической реализации

#виртуальная школа# #русский язык# РосНОУ повышение квалификации

Сообщений в теме: 35

#1 Сергей Решетников

    Новичок

  • Пользователи
  • Pip
  • 8 сообщений
  • Фамилия:Решетников
  • Имя:Сергей
  • Отчество:Николаевич
  • Регион:77. Москва
  • ГородМосква
  • Учебное заведение, год окончания:МГИАИ, 1984
  • Цель регистрации:Профессиональное общение
  • Источник информации:Сайт РосНОУ

Отправлено 27 Март 2017 - 14:16

Сегодня важный день: началась практическая апробация проекта "Виртуальная школа преподавателя". Таким образом Федеральная целевая программа "Русский язык" на 2016-2020 гг., в соответствии с которой ведется наша работа, получает со стороны Российского нового университета, Государственного института русского языка им. А.С. Пушкина и ряда других образовательных учреждений, с которыми мы активно сотрудничаем, существенное подспорье, а одновременно и стимул для дальнейшего развития. Вводится Единая дистанционная система повышения квалификации преподавателей русского языка, а также преподавателей любых других предметов, ведущихся на русском языке. Пресс-релиз, посвященный этому событию, я здесь публикую, в нем все подробности.

Однако пуск проекта на практике - это возможность и необходимость корректировки наших действий. Вот этой возможностью мне бы хотелось воспользоваться в полной мере, открыв на форуме "Русский язык в стране и в мире" обсуждение хода реализации и перспектив как проекта "Виртуальная школа преподавателя", так и в целом Федеральной целевой программы "Русский язык" на 2016-2020 гг.

Начать обсуждение хотелось бы с темы, которая прозвучала на Международной интернет-конференции, посвященной апробации модуля дистанционного повышения квалификации преподавателей русского языка, проведенной в РосНОУ 20 февраля 2017 г. Тогда, в частности, внимание собравшихся было обращено на то, что в настоящий момент известность не только проекта "Виртуальная школа преподавателя", но даже всей ФЦП "Русский язык", при всей актуальности и злободневности решаемых ими целей и задач, пока оставляет желать лучшего, о наших проектах и программах широкая аудитория как в нашей стране, так и за рубежом оповещена недостаточно. Как быть?

Именно этот вопрос мне бы хотелось сегодня здесь поставить. При этом считаю необходимым обратить внимание на тот факт, что сегодня тема России и, соответственно, русского языка, набирает неслыханную доселе популярность. С одной стороны, наша страна испытывает колоссальное политическое, экономическое и информационно-психологическое давление со стороны крупнейших геополитических игроков, но, с другой стороны, вопреки, а зачастую и парадоксальным образом благодаря этому, растут вес, влияние и авторитет России. Иными словами, такого уникального момента для продвижения русского языка в мире упускать нельзя, соответственно и мы должны планировать стратегии продвижения наших проектов с учетом этого фактора.

Прикрепленные файлы



#2 Алексей Климов

    Новичок

  • Пользователи
  • Pip
  • 1 сообщений
  • Фамилия:КЛИМОВ
  • Имя:АЛЕКСЕЙ
  • Отчество:Григорьевич
  • Регион:77. Москва
  • ГородМОСКВА
  • Образование :СТЕПЕНЬ
  • Учебное заведение, год окончания:МГУ 1986
  • Место работы:ЖУРНАЛ
  • Цель регистрации:Профессиональное общение
  • Источник информации:МЕЖКУЛЬТУРНАЯ КОММУНИКАЦИЯ

Отправлено 27 Март 2017 - 16:08


Любой виртуальный экономический проект - не просто "трость ветром колеблемая", а перышко в аэродинамической трубе: он не просто зависит от финансовых потоков-оборотов (которые по соображением кризиса за последние 3-4 года отнюдь не увеличиваются), но и от готовности влиться в эти потоки соответствующего сегмента пользователей сети.

Так вот, если потоки существуют по собственной космической и макроэкономической логике, то пользователи этого проекта... (тут следует вставить затягивающуюся паузу): даже если и соберется достаточная масса заинтересованных и желающих в эти виртуально-преподавательские потоки включиться (что вполне вероятно, нужда насущная тяги к гуманятине не забивает), то доля желающих принимать в проекте экономическое участие будет на порядок меньше, а из них доля имеющих возможность такого участия будет исчисляться не десятками, а единицами пользователей.

Вот как-то так


#3 emmylou

    Новичок

  • Пользователи
  • Pip
  • 2 сообщений
  • Фамилия:Мехрякова
  • Имя:Дарья
  • Отчество:Сергеевна
  • Регион:77. Москва
  • ГородМосква
  • Учебное заведение, год окончания:РосНОУ, 2018
  • Цель регистрации:Профессиональное общение
  • Источник информации:РосНОУ

Отправлено 29 Март 2017 - 10:45

Уважаемые коллеги, у вас ничего не получится, потому что проект "Виртуальная школа преподавателя" ориентирован на очень узкую целевую группу - на преподавателей русского языка, на специалистов в этой области - и все. А чтобы добиться широкой известности, как вы хотите, тем более в международном масштабе, вы должны вспомнить о главных целях и задачах Федеральной целевой программы "Русский язык" на 2016-2020 гг., то есть вспомнить о конечных пользователях, о тех, кто учит русский язык, кому он насущно нужен. Кто эти люди? Какие у них цели и компетенции? Вот что должно быть в поле вашего внимания. Да, ради этого вам придется отойти от академизма, "выйти на улицу", образно говоря. Но без этого все ваши попытки широко "раскрутить" проект обречены на неудачу.

#4 lisettarey

    Новичок

  • Пользователи
  • Pip
  • 2 сообщений
  • Фамилия:Чечулина
  • Имя:Елизавета
  • Отчество:Юрьевна
  • Регион:77. Москва
  • ГородМосква
  • Образование :Неполное высшее
  • Учебное заведение, год окончания:РосНОУ, 2018
  • Цель регистрации:Профессиональное общение
  • Источник информации:Интернет

Отправлено 29 Март 2017 - 11:22

Я бы на Вашем месте не была столько категорична в отношении открытия нового проекта. Тем более что у проекта довольно большая целевая аудитория: это, во-первых, учителя, преподаватели и другие специалисты в области русского языка, по сути, на этих людей и направлена, в основном, деятельность. А во-вторых, людям, изучающим русский язык, также будет интересна идея создания проекта «Виртуальная школа преподавателя». Но Вы наверняка скажете, мол, люди, изучающие русский язык - слишком расплывчатое понятие. Я уточню, к этой категории относятся такие группы аудиторий, как:
- учащиеся российских школ и российские студенты профильных российских вузов
- иностранные студенты российских вузов
- иностранные школьники (к тому же, приезжие по обмену) и студенты иностранных вузов, изучающих русский язык.
Нельзя оставить без внимания и интерес иностранцев, приезжающих в Российскую Федерацию с туристическими, религиозными, медицинскими и иными целями.
Таким образом, идея проекта, на мой взгляд, очень интересна и, безусловно, найдет отклик у людей, заинтересованных в изучении русского языка.

#5 Карима

    Новичок

  • Пользователи
  • Pip
  • 4 сообщений
  • Фамилия:Федорова
  • Имя:Карима
  • Отчество:Азаматовна
  • Регион:50. Московская область
  • ГородМосква
  • Образование :Получаю высшее
  • Учебное заведение, год окончания:Российский новый университет, 2018.
  • Цель регистрации:Обучение по программам повышения квалификации
  • Источник информации:От преподавателей ВУЗа

Отправлено 29 Март 2017 - 11:57

Позвольте подключиться. Тема интересная, целевая аудитория, заинтересованная в изучении русского языка, в своей основе гораздо шире. Вспомните об иностранцах, работающих в РФ или планирующих работать у нас, вспомните об иностранных предпринимателях, открывающих в России бизнес. А мигрантов у нас к началу года, как сообщает Google, 10 000 000. Цифра нешуточная, то, что ассимиляция и адаптация проходит у данной группы населения нелегко, мы видим повсеместно. У меня есть знакомые мигранты, разговорный русский у них на более-менее достаточном уровне, но, если говорить о знании грамматики, о правильном склонении, точном употреблении выражений - с этим большие проблемы. Плохо то, что для них ломанный разговорный русский стал нормой, и они не стремятся знать язык лучше. Мы должны помочь решить эту проблему. Немаловажным моментом является то, что мы имеем возможность предлагать наши услуги бесплатно.

#6 Карима

    Новичок

  • Пользователи
  • Pip
  • 4 сообщений
  • Фамилия:Федорова
  • Имя:Карима
  • Отчество:Азаматовна
  • Регион:50. Московская область
  • ГородМосква
  • Образование :Получаю высшее
  • Учебное заведение, год окончания:Российский новый университет, 2018.
  • Цель регистрации:Обучение по программам повышения квалификации
  • Источник информации:От преподавателей ВУЗа

Отправлено 29 Март 2017 - 12:27

Возможно, уместным будет пример моего знакомого молодого человека из Таджикистана. Он приехал в Россию, закончив школу в своей стране, очень хотел поступить в Москве на программиста. Проходил множество дистанционных курсов по программированию, действительно, видел в этом свою стезю. Успешно сдал математику. Камнем преткновения стал экзамен по русскому языку, он не сдал его дважды, не набрав необходимый минимум. Причем к экзамену мой знакомый старательно готовился, делал таблички с правилами, приобретал пособия. Но он не мог позволить себе репетитора, платные курсы. Бесплатные, как говорит, не нашел.
В итоге парень пошел работать, работал в доставке цветов, а сейчас открыл свою пиццерию с братьями.
Хотелось бы задать вопрос специалистам: что можно бы было посоветовать молодому человеку в рамках обсуждаемого проекта? Есть ли шанс для него успеть пройти курс и сдать ЕГЭ в этом году?

#7 lisettarey

    Новичок

  • Пользователи
  • Pip
  • 2 сообщений
  • Фамилия:Чечулина
  • Имя:Елизавета
  • Отчество:Юрьевна
  • Регион:77. Москва
  • ГородМосква
  • Образование :Неполное высшее
  • Учебное заведение, год окончания:РосНОУ, 2018
  • Цель регистрации:Профессиональное общение
  • Источник информации:Интернет

Отправлено 29 Март 2017 - 12:36

Россия – это страна великой литературы. Огромное число поэтов и писателей родились и получили свою известность здесь. С таким бесценным багажом, оставленным нам предками, мы не имеем права не отдавать должное деятелям русской литературы. Буквально каждый месяц мы отмечаем юбилеи известных российских писателей и поэтов. В этом году необходимо выделить следующие значимые даты, пройти мимо которых просто нельзя:
- 10 апреля 200 лет со дня рождения русского писателя, публициста Константина Сергеевича Аксакова,
- 5 сентября 200 лет со дня рождения русского писателя и поэта Алексея Константиновича Толстого,
- 25 ноября 300 лет со дня рождения русского писателя Александра Петровича Сумарокова.
Я считаю, что эти и многие другие знаменательные даты в обязательном порядке должны быть использованы в рамках реализации ФЦП «Русский язык» и проекта «Виртуальная школа преподавателя». Совершенно необходимо организовать научно-практическую конференцию о трудах писателей, подготовить конкурсы для российских школьников и иностранных студентов, открыть интерактивные площадки, ориентированные на изучение русского языка и российской культуры.

#8 Карима

    Новичок

  • Пользователи
  • Pip
  • 4 сообщений
  • Фамилия:Федорова
  • Имя:Карима
  • Отчество:Азаматовна
  • Регион:50. Московская область
  • ГородМосква
  • Образование :Получаю высшее
  • Учебное заведение, год окончания:Российский новый университет, 2018.
  • Цель регистрации:Обучение по программам повышения квалификации
  • Источник информации:От преподавателей ВУЗа

Отправлено 29 Март 2017 - 12:53

В контексте продвижения проекта среди граждан из Средней Азии хочу предложить идею анонсирования нашего проекта лидерами религиозных общин, а именно, имами в контексте отдельного сообщения на пятничной проповеди. Охват аудитории на пятничной молитве только на площадке Соборной мечети до 16.000. А у нас еще есть Мемориальная и Историческая мечети.

#9 Anastasia Igorevna

    Новичок

  • Пользователи
  • Pip
  • 3 сообщений
  • Фамилия:Пантелеева
  • Имя:Анастасия
  • Отчество:Игоревна
  • Регион:77. Москва
  • ГородМосква
  • Учебное заведение, год окончания:РосНоу, 2018
  • Цель регистрации:Обучение по программам повышения квалификации
  • Источник информации:сайт

Отправлено 29 Март 2017 - 14:36

Новый проект "Виртуальная школа преподавателя", который на данный момент находится в разработке, будет очень актуальным в наше время!
Есть несколько весомых плюсов и один из самых весомых- БЕСПЛАТНАЯ ШКОЛА, которая повысит вашу компетенцию и послужит учителем для мигрантов.
Интернет усыпан массами различных курсов и тренингами, на первый взгляд, они выглядят очень информирующими, а как только ты заполнишь все графы регистрации, то тут вас ждёт подвох! Либо нужно оплатить, либо скачать какой-то файл и наловить кучу вирусов. А здесь подвоха никакого нет, а только благо для общества.
Я полностью поддерживаю такой проект-помощник, готова помочь с продвижением сайта.

#10 casualpanda

    Новичок

  • Пользователи
  • Pip
  • 2 сообщений
  • Фамилия:Сумароков
  • Имя:Иван
  • Отчество:Антонович
  • Регион:77. Москва
  • ГородМосква
  • Образование :высшее неоконченное
  • Учебное заведение, год окончания:АНО ВО РосНоУ, 2018
  • Место работы:-
  • Должность:-
  • Какой предмет преподаете:-
  • Цель регистрации:Профессиональное общение
  • Источник информации:сайт РосНоУ

Отправлено 29 Март 2017 - 14:42

Просмотр сообщенияlisettarey (29 Март 2017 - 12:36) писал:

Россия – это страна великой литературы. Огромное число поэтов и писателей родились и получили свою известность здесь. С таким бесценным багажом, оставленным нам предками, мы не имеем права не отдавать должное деятелям русской литературы. Буквально каждый месяц мы отмечаем юбилеи известных российских писателей и поэтов. В этом году необходимо выделить следующие значимые даты, пройти мимо которых просто нельзя: - 10 апреля 200 лет со дня рождения русского писателя, публициста Константина Сергеевича Аксакова, - 5 сентября 200 лет со дня рождения русского писателя и поэта Алексея Константиновича Толстого, - 25 ноября 300 лет со дня рождения русского писателя Александра Петровича Сумарокова. Я считаю, что эти и многие другие знаменательные даты в обязательном порядке должны быть использованы в рамках реализации ФЦП «Русский язык» и проекта «Виртуальная школа преподавателя». Совершенно необходимо организовать научно-практическую конференцию о трудах писателей, подготовить конкурсы для российских школьников и иностранных студентов, открыть интерактивные площадки, ориентированные на изучение русского языка и российской культуры.

В продолжение данной тематики хотелось бы добавить, что отличным способом продвижения изучения русского языка является проведение специальных мероприятий. Список дат, к которым можно приурочить данную деятельность, является довольно обширным. Я взял на себя смелость составить календарь событий:

Прикрепленные файлы



#11 Anzev

    Новичок

  • Пользователи
  • Pip
  • 2 сообщений
  • Фамилия:Князев
  • Имя:Максим
  • Отчество:Эдвардович
  • Регион:77. Москва
  • ГородМоква
  • Учебное заведение, год окончания:АНО ВО РосНоу, 2018
  • Цель регистрации:Профессиональное общение
  • Источник информации:Сайт РосНоу

Отправлено 29 Март 2017 - 15:13

Мне хотелось бы добавить несколько слов, характеризуя основных потребителей Федеральной целевой программы "Русский язык", мне кажется, мы незаслуженно забываем об иностранных предпринимателях. Интерес к нашей стране со стороны иностранцев растет, даже несмотря на недостаточную информацию о России, на экономические санкции и кризис. Я считаю, что, безусловно, стоит учесть и эту целевую аудиторию. Для зарубежных предпринимателей было бы достаточно актуально изучать русский язык с точки зрения бизнеса. Например, важны особенности делового общения в России, нюансы официально-делового стиля или же изучение таких специальных и узкопрофессиональных понятий как "ИП", "ООО". Для данной целевой аудитории необходимы определенные программы изучения русского языка, в которых будут изучаться специфичные для сферы бизнеса темы. Имеются ли таковые в арсенале программ "Виртуальной школы преподавателей русского языка"?

#12 Дремина Екатерина

    Новичок

  • Пользователи
  • Pip
  • 3 сообщений
  • Фамилия:Дремина
  • Имя:Екатерина
  • Отчество:Андреевна
  • Регион:50. Московская область
  • ГородМосква
  • Учебное заведение, год окончания:АНО ВО "РосНОУ", 2018
  • Цель регистрации:Профессиональное общение
  • Источник информации:Решетников Сергей Николаевич

Отправлено 29 Март 2017 - 15:26

Безусловно, данный проект очень актуален в настоящее время. Так как возможностью оплатить репетитора или курсы русского языка обладает далеко не каждый, а желающих его изучать становится все больше, свободный и бесплатный доступ к данному материалу придает самому проекту значительную лояльность. Предложенной информацией могут воспользоваться не только преподаватели русского языка, но и студенты, ученики школ и т.д., что позволяет охватить большую целевую аудиторию. Необходимо создать открытые уроки не только в сети Интернет, но и организовать программу в виде курсов изучения языка с преподавателями для школьников, абитуриентов и студентов, а так же для преподавателей, желающих повысить свою квалификацию и ознакомиться с профессиональными новшествами.

#13 Anastasia Igorevna

    Новичок

  • Пользователи
  • Pip
  • 3 сообщений
  • Фамилия:Пантелеева
  • Имя:Анастасия
  • Отчество:Игоревна
  • Регион:77. Москва
  • ГородМосква
  • Учебное заведение, год окончания:РосНоу, 2018
  • Цель регистрации:Обучение по программам повышения квалификации
  • Источник информации:сайт

Отправлено 29 Март 2017 - 15:41

Глубже вдумываясь о данном проекте хочется поднять вопрос о языковой практике,а именно "Знают ли иностранцы русский быт?" Каков он изнутри?
Иностранцы неоднократно посещают различные выставки, совершают экскурсии по Москве и другим городам, но для полного овладения языком необходимо знание также очень простых, обыденных вещей, надо знакомиться с тем, как наши люди живут, причем, лучше в глубинке, в русском селе. Поездки такого рода оставляют незабываемое впечатление, знаю это по другим странам. Это помогает проникнуться в культуру народа душевно, эмоционально. Я считаю, что о таком факторе не стоит забывать. Есть ли что-либо подобное в наборе обучающих средств преподавателей университета?

#14 Дремина Екатерина

    Новичок

  • Пользователи
  • Pip
  • 3 сообщений
  • Фамилия:Дремина
  • Имя:Екатерина
  • Отчество:Андреевна
  • Регион:50. Московская область
  • ГородМосква
  • Учебное заведение, год окончания:АНО ВО "РосНОУ", 2018
  • Цель регистрации:Профессиональное общение
  • Источник информации:Решетников Сергей Николаевич

Отправлено 29 Март 2017 - 15:48

Необходимо создать информационный ресурс- сайт, может быть использовать форум, на котором мы сейчас находимся, где давались бы ответы на все без исключения запросы целевых групп, таких как:
- преподаватели и специалисты, специализирующиеся в сфере русского языка;
- российские школьники и студенты;
- иностранные школьники, собирающиеся поступать в российские вузы;
- иностранные студенты российских вузов;
- иностранные студенты славянских кафедр иностранных вузов;
- трудовые мигранты;
- иностранные предприниматели;
- туристы.

Как, по вашему мнению, должна быть сгруппирована информация на таком ресурсе?

#15 emmylou

    Новичок

  • Пользователи
  • Pip
  • 2 сообщений
  • Фамилия:Мехрякова
  • Имя:Дарья
  • Отчество:Сергеевна
  • Регион:77. Москва
  • ГородМосква
  • Учебное заведение, год окончания:РосНОУ, 2018
  • Цель регистрации:Профессиональное общение
  • Источник информации:РосНОУ

Отправлено 29 Март 2017 - 20:30

Посмотрела программы, разработанные для повышения квалификации преподавателей русского языка, и заметила интересную тему - «Концептосфера русской ментальности». Русская ментальность – довольно обширное понятие, и при этом недостаточно четко обозначенное. Как люди соотносят себя со своей страной и как ощущают культуру – очень важно в данном вопросе. Вспомнились ставшие модными в последнее время футболки с принтами, изображающие русских писателей и поэтов. Не последнюю роль в этом сыграл оригинальный стиль и оформление, в котором присутствует некоторая агрессия. Еще один пример - «антисанкционные» футболки с патриотическими слоганами и неким «вызовом» Западу. Любопытно, что на многих сувенирах, в частности футболках, печатаются символы России с враждебным посылом – угрожающие медведи, девушки с автоматами и т.д. Другая категория – это футболки с государственными символами и цветами – флаг, герб и прочее. Интересно откуда пошла такая тенденция, такое недружелюбное отношение. Возможно, что люди чувствуют, что должны отвечать таким образом на агрессивную политическую обстановку, но мне кажется, что это не единственный фактор.
Примеры футболок можно посмотреть по ссылке https://yadi.sk/d/YG3rfeR03GTkCB

#16 Сергей Решетников

    Новичок

  • Пользователи
  • Pip
  • 8 сообщений
  • Фамилия:Решетников
  • Имя:Сергей
  • Отчество:Николаевич
  • Регион:77. Москва
  • ГородМосква
  • Учебное заведение, год окончания:МГИАИ, 1984
  • Цель регистрации:Профессиональное общение
  • Источник информации:Сайт РосНОУ

Отправлено 30 Март 2017 - 16:11

Уважаемые коллеги!

Большое спасибо всем, кто принял участие в он-лайн дискуссии, посвященной началу 27 марта 2017 г. практической реализации проекта "Виртуальная школа преподавателя русского языка". Проекта, который является важнейшей составной частью Федеральной целевой программы "Русский язык" на 2016-2020 гг. и финансируется Министерством образования и науки Российской Федерации в рамках гранта по Соглашению No 09.742.25.0145 от 02.11. 2016.

Подведем некоторые предварительные итоги состоявшегося обсуждения.

Напомню, что его основной задачей было выявление "тонких мест", которые неизбежны при переходе от теории к практике, от слов к делу. Ибо, как художественно выразился по этому поводу социолог и культуролог Алексей Климов, любой виртуальный проект - это не "трость, колеблемая ветром" одних лишь финансовых вливаний, но "перышко в аэродинамической трубе" неудержимого энтузиазма пользователей Сети, их готовности влиться в информационные потоки соответствующего сегмента.

В результате открытого обсуждения участникам проекта были заданы следующие вопросы (приводим их в том случайном порядке, в каком они озвучивались в процессе "мозгового штурма"):
  • Вопрос автору учебно-методического курса «Концептосфера русской ментальности»: откуда возникает очевидная агрессивность в проявлениях патриотизма в России (на примере футболок с принтами) - она есть только ответ на сегодняшнюю внешнюю информационную агрессию со стороны крупнейших западных стран, внешнеполитических конкурентов России, или же это проявление других, более глубоких причин, возможно, даже концептов самой русской ментальности? Для нашего случая особый интерес, конечно, представляют портреты великих русских писателей и поэтов в окружении небывалых доселе атрибутов военно-спортивной и инфернально-демонической тематики.
  • Вопрос к разработчикам сайта "Россия в стране и в мире": возможно ли таким образом организовать этот замечательный информационный ресурс, чтобы он учитывал все без исключения запросы целевых групп, заинтересованных в русском языке (а их в ходе дискуссии, напомним, выявили семь), причем так, чтобы эти запросы находили в дальнейшем прямое отражение в конкретных учебных программах обучения русскому языку, в увеличении их количества и, соответственно, тем самым актуально и плодотворно расширяли программы повышения квалификации преподавателей русского языка?
  • Вопрос к специалистам, формирующим образовательные траектории по русскому языку: что уже сегодня Виртуальная школа преподавателей может предложить (через программы повышения квалификации педагогов) трудовым мигрантам, которых порядка 10 млн. в России, а также абитуриентам из стран СНГ. И те, и другие кровно заинтересованы в овладении русским языком и они же в большинстве своем лишены возможности оплачивать дорогостоящие платные курсы и репетиторов. В частности, что можно посоветовать молодому человеку из Таджикистана, который пока не сумел сдать ЕГЭ по русскому языку? Существуют ли открытые сетевые уроки по русскому языку?
  • В этой связи вопрос к рабочей группе проекта: не следует ли задействовать такой мощный рычаг продвижения ФЦП "Русский язык", каким является формирование лояльного отношения к нашей программе мусульманских религиозных лидеров в Москве, а затем и в других крупных городах России?
  • Вопрос к специалистам, занимающихся продвижением проекта "Виртуальная школа преподавателей": каким образом планируется использовать юбилеи русских писателей и поэтов посредством организации научных конференций, олимпиад и конкурсов для школьников и студентов? Есть ли уже программа такого продвижения?
  • Еще один вопрос к специалистам, формирующим образовательные траектории по русскому языку: есть ли в их учебно-методическом портфеле программы, ориентированные на иностранцев, ведущих бизнес в России? Очевидно, что эта категория пользователей особая как по повышенному уровню своих компетенций, так и по тому значению, которое имеет успех их деятельности для нашей страны и государств, поддерживающих с Россией активные экономические отношения.
  • Вопрос для преподавателей русского языка как иностранного: входят ли в программы обучения по русскому языку в качестве учебной практики поездки в русское село и знакомство с бытом простых россиян? Не могли бы привести примеры?

Рассчитываем на внимание к поднятым проблемам, на конструктивное взаимодействие со всеми участниками проекта "Виртуальная школа преподавателей", а также со всеми, кто любит русский язык и кто в нем кровно заинтересован.

#17 Администратор

    Продвинутый пользователь

  • Администраторы
  • 1 892 сообщений
  • Фамилия:Рыбакина
  • Имя:Анастасия
  • Отчество:Юрьевна
  • Регион:77. Москва
  • ГородМосква
  • Образование :магистр
  • Учебное заведение, год окончания:МПГУ,2014
  • Место работы:Форум :"Русский язык в стране и в мире"
  • Должность:администратор
  • Какой предмет преподаете:администратор
  • Цель регистрации:Профессиональное общение
  • Источник информации:РосНОУ

Отправлено 01 Апрель 2017 - 11:58

Просмотр сообщенияСергей Решетников (30 Март 2017 - 16:11) писал:

1.Вопрос автору учебно-методического курса «Концептосфера русской ментальности»: откуда возникает очевидная агрессивность в проявлениях патриотизма в России (на примере футболок с принтами) - она есть только ответ на сегодняшнюю внешнюю информационную агрессию со стороны крупнейших западных стран, внешнеполитических конкурентов России, или же это проявление других, более глубоких причин, возможно, даже концептов самой русской ментальности? Для нашего случая особый интерес, конечно, представляют портреты великих русских писателей и поэтов в окружении небывалых доселе атрибутов военно-спортивной и инфернально-демонической тематики.
2.Вопрос к разработчикам сайта "Россия в стране и в мире": возможно ли таким образом организовать этот замечательный информационный ресурс, чтобы он учитывал все без исключения запросы целевых групп, заинтересованных в русском языке (а их в ходе дискуссии, напомним, выявили семь), причем так, чтобы эти запросы находили в дальнейшем прямое отражение в конкретных учебных программах обучения русскому языку, в увеличении их количества и, соответственно, тем самым актуально и плодотворно расширяли программы повышения квалификации преподавателей русского языка?
3.Вопрос к специалистам, формирующим образовательные траектории по русскому языку: что уже сегодня Виртуальная школа преподавателей может предложить (через программы повышения квалификации педагогов) трудовым мигрантам, которых порядка 10 млн. в России, а также абитуриентам из стран СНГ. И те, и другие кровно заинтересованы в овладении русским языком и они же в большинстве своем лишены возможности оплачивать дорогостоящие платные курсы и репетиторов. В частности, что можно посоветовать молодому человеку из Таджикистана, который пока не сумел сдать ЕГЭ по русскому языку? Существуют ли открытые сетевые уроки по русскому языку?
4.В этой связи вопрос к рабочей группе проекта: не следует ли задействовать такой мощный рычаг продвижения ФЦП "Русский язык", каким является формирование лояльного отношения к нашей программе мусульманских религиозных лидеров в Москве, а затем и в других крупных городах России?
5.Вопрос к специалистам, занимающихся продвижением проекта "Виртуальная школа преподавателей": каким образом планируется использовать юбилеи русских писателей и поэтов посредством организации научных конференций, олимпиад и конкурсов для школьников и студентов? Есть ли уже программа такого продвижения?
6.Еще один вопрос к специалистам, формирующим образовательные траектории по русскому языку: есть ли в их учебно-методическом портфеле программы, ориентированные на иностранцев, ведущих бизнес в России? Очевидно, что эта категория пользователей особая как по повышенному уровню своих компетенций, так и по тому значению, которое имеет успех их деятельности для нашей страны и государств, поддерживающих с Россией активные экономические отношения.
7.Вопрос для преподавателей русского языка как иностранного: входят ли в программы обучения по русскому языку в качестве учебной практики поездки в русское село и знакомство с бытом простых россиян? Не могли бы привести примеры?
[/list]


На вопросы отвечает Ольга Юрьевна Ивановна:
1. Вопрос передан автору программы А.Ф. Гершановой.
2. У нас нет сайта "Россия в стране и мире".
Есть форум "Русский язык в стране и мире" и сайт проекта "Виртуальная школа".
Что касается вопросов, то удовлетворить все целевые группы ставит своей задачей общероссийский проект (и портал) "Образование на русском", частью которого является реализуемый нами проект. Портал "Образование на русском" аккумулирует на сегодняшний день все программы и проекты ГИРЯ им. А.С. Пушкина и других вузов. Мы размещаем реализуемые нами проекты (включая задания Министерства образования и науки) на своем портале, поскольку считаем, что распределенная, а не унифицированная модель представления информации является технологически более устойчивой. Разработка системы мониторинга дистанционных программ повышения квалификации, предусмотренная техническим заданием проекта "Виртуальная школа" направлена на то, чтобы создать устойчивый механизм изучения и совершенствования процесса дистанционного повышения квалификации в области русского языка.
3. Во-первых, рекомендуем изучить материалы, предлагаемые сайтами РУДН, МГУ им. М.В. Ломоносова, а также "Образование на русском" (ГИРЯ им. А.С. Пушкина). Во-вторых, сотрудники лаборатории "РосНОУ" "Русский язык в поликультурном пространстве" занимались разработкой программ дистанционного обучения трудовых мигрантов и абитуриентов из стран СНГ русскому языку и рассматривали вопрос об их реализации. Мы готовы вернуться к этому, если будет конкретный целевой запрос именно к нам.
4. Мы являемся всего лишь одним из многочисленных исполнителей проектов, реализуемых в рамках ФЦП "Русский язык". Инициатива создания этой программы принадлежит Правительству РФ и, в частности, руководству Министерства образования и науки. Вопросы обеспечения эффективного функционирования русского языка как государственного языка РФ традиционно решаются в тесном сотрудничестве с представителями всех общественных и конфессиональных организаций, представляющих народы, религии и социальные группы России.
5. В данном проекте мы занимаемся разработкой модуля дистанционного повышения квалификации. Вопрос об использовании юбилеев великих русских писателей в целях продвижения русского языка представлен в сети очень широко информацией о различных мероприятиях, которые проводятся под эгидой Министерства образования и науки РФ, ведущими вузами России, региональными органами культуры и образования. Что касается конкретики деятельности именно РосНОУ, то сейчас мы предполагаем в качестве соисполнителей включиться в проект наших армянских коллег (профессор М.Д. Амирханян), которые уже много лет подряд проводят международные конференции, посвященные юбилеям русских классиков "Русские классики: русская и национальные литературы".
6. Повторяю, что наши программы в этом проекте - это программы повышения квалификации, они адресованы преподавателям русского языка. Однако, практически все программы серии "В" ориентированы на то, что к ним подключаться преподаватели, потенциальными учениками которых могут быть бизнесмены и предприниматели. В частности, в качестве примера можно назвать программу, посвященную методике организации изучения русского языка делового общения. Что касается конкретной деятельности РосНОУ, то в нашем арсенале есть программы по РКИ делового общения. В настоящее время мы разрабатываем дистанционный курс РКИ для специалистов технической сферы. Готовимся мы и к Чемпионату мира по футболу и в ближайшие месяцы предложим аудитории латиноамериканских стран дистанционный блиц-курс русского языка для футбольных болельщиков.
7. Мы предлагаем в наших программах преподавателям русского языка использовать в организации внеаудиторной работы такие поездки. Что же касается РосНОУ, то иностранцы, обучающиеся у нас, традиционно ездят зимой в одну из деревень, расположенных в средней полосе России. Там ребята воочию знакомятся с особенностями русского деревенского быта, парятся в бане, рубят дрова, ходят по воду. В одной из программ серии "В", которая адресована учителям школ с казацким компонентом, мы собираемся предложить записи уроков, проведенных в Вёшенской, в реальной обстановке жизни этой станицы.

#18 Сергей Решетников

    Новичок

  • Пользователи
  • Pip
  • 8 сообщений
  • Фамилия:Решетников
  • Имя:Сергей
  • Отчество:Николаевич
  • Регион:77. Москва
  • ГородМосква
  • Учебное заведение, год окончания:МГИАИ, 1984
  • Цель регистрации:Профессиональное общение
  • Источник информации:Сайт РосНОУ

Отправлено 04 Апрель 2017 - 22:32

В ходе реализации проекта "Виртуальная школа преподавателя" и анализа предварительных результатов его продвижения наши коллеги обратили внимание на следующее: на обязательность более тесного информационного взаимодействия с основной целевой аудиторией, а именно: с преподавателями и специалистами в области русского языка. В связи с этим предлагается издавать еженедельный электронный бюллетень, который так и будет называться: "Виртуальная школа преподавателя русского языка". Он будет рассылаться по средним школам, вузам с языковыми кафедрами и другим образовательным учреждениям, по профильным СМИ, а также в те организации, которые заинтересованы в продвижении русского языка.

Основных задач у бюллетеня "Виртуальная школа преподавателя русского языка" мы видим две:

1) презентовать курсы повышения квалификации, которые сегодня входят в учебно-методическую "обойму" Школы, причем презентовать каждый курс отдельно, по одному, представляя их авторов и все необходимые сопутствующие материалы, включая, например, результаты заинтересованных обсуждений;

2) вызывать ответные реакции целевой аудитории, прежде всего учителей и преподавателей русского языка, что позволит, с одной стороны, актуализировать адресную рассылку, а с другой - уточнять профессиональные запросы педагогов.

Для критического разбора вашему вниманию предлагается бюллетень "Виртуальная школа преподавателя русского языка" №1.

Прикрепленные файлы



#19 Гость_Гершанова Анна_*

  • Гости

Отправлено 05 Апрель 2017 - 08:27

Просмотр сообщенияemmylou (29 Март 2017 - 20:30) писал:

Посмотрела программы, разработанные для повышения квалификации преподавателей русского языка, и заметила интересную тему - «Концептосфера русской ментальности». Русская ментальность – довольно обширное понятие, и при этом недостаточно четко обозначенное. Как люди соотносят себя со своей страной и как ощущают культуру – очень важно в данном вопросе. Вспомнились ставшие модными в последнее время футболки с принтами, изображающие русских писателей и поэтов. Не последнюю роль в этом сыграл оригинальный стиль и оформление, в котором присутствует некоторая агрессия. Еще один пример - «антисанкционные» футболки с патриотическими слоганами и неким «вызовом» Западу. Любопытно, что на многих сувенирах, в частности футболках, печатаются символы России с враждебным посылом – угрожающие медведи, девушки с автоматами и т.д. Другая категория – это футболки с государственными символами и цветами – флаг, герб и прочее. Интересно откуда пошла такая тенденция, такое недружелюбное отношение. Возможно, что люди чувствуют, что должны отвечать таким образом на агрессивную политическую обстановку, но мне кажется, что это не единственный фактор.
Примеры футболок можно посмотреть по ссылке https://yadi.sk/d/YG3rfeR03GTkCB
Добрый день!
Благодарим за вопрос и проявленный интерес к проблеме. Действительно, в последнее время заметно увеличивается количество предметов внешнего (материального, даже вещного) мира, репрезентирующих прецедентные феномены русской культуры, среди которых русские поэты и писатели занимают особое место, выступая и как символы, и как языковые личности, и как своеобразные культурные тексты. Причем, как вы верно заметили, визуальный "контекст", в который помещается изображение, весьма оригинален. Всё это вместе составляет своеобразный креолизованный текст, очень многослойный и амбивалентно трактуемый. На наш взгляд, это не что иное, как способ интерпретации смыслов культурных концептов, попытка выйти за пределы типичного, стандартного их "прочтения". Индивидуальное восприятие, переосмысление его (концепта) в собственной картине мира, внедрение в собственную концептосферу, которая обусловлена во многом общекультурной, и наделение собственным смыслом очень характерно для русской ментальности (это как у Вл. Набокова - домашний рай слуги Жаксыбая в романе "Дар").
Обратите внимание на дискурс, в котором актуализируются концепты: он сочетает в себе черты агрессии и божественной самоидентификации. На ум приходят "Двенадцать" А.Блока: "В белом венчике из роз - Впереди - Исус Христос". Таким образом, это не патриотический ответ на информационную агрессию со стороны Запада. Это своеобразный способ объективации современной картины мира через оригинальную репрезентацию культурных концептов. С уважением, Гершанова Анна.

#20 Гость_Гершанова Анна_*

  • Гости

Отправлено 05 Апрель 2017 - 08:32

Вопрос оказался таким интригующим, что размышления не отпускали долго))) И вот результат! Была бы рада продолжить дискуссию.

Под ментальностью мы, вслед за В.В. Колесовым, понимаем «миросозерцание, которое проявляется в категориях и формах родного языка и соединяет в процессе познания интеллектуальные, духовные и волевые качества национального характера в типичных его проявлениях».
В структурном плане «ментальность» представляется как совокупность универсальных базовых концептов, определяющих духовную жизнь общества и формирующихся в социокультурном пространстве в отдельные исторические периоды. Период времени, в котором живет индивид, предопределяет его мировосприятие, а также некоторые стереотипы поведения, реакции, оценки… Одни и те же черты ментальности можно увидеть как в коллективном сознании определённых социумов, этносов, так и в индивидуальном мировосприятии, отражённом в творчестве наиболее выдающихся представителей эпохи, поэтов, писателей, художников, музыкантов и пр.
Национальную ментальность определяют такие концепты, которые на протяжении длительного времени остаются стандартными и составляют этическое и национальное своеобразие. Даже в процессе некоторых исторических изменений черты, идентифицирующие русскую ментальность, остаются в своей основе стабильными. Это то, что независимо от времени, делает национальную русскую культуру узнаваемой и обусловлено множеством факторов, среди которых природа, климат, контакты с другими народами, представление о мироустройстве.
Одной из характерных черт русской культуры является двойственность, внутренняя противоречивость, обусловленная противоречивостью и сложностью русской души (А. Бердяев), что проявляется в стремлении возвеличивать и уничтожать, любить и ненавидеть, созидать и разрушать. Это объективировано в языке, в языковых репрезентациях культурных концептов (в словарных значениях ключевых слов русской культуры, пословицах, поговорках, фразеологизмах, художественных контекстах пр.). Наблюдения за концептами подтверждают их как внешнюю бинарность (небесный рай- ад земной, жизнь-смерть, война – мир), так и внутреннюю. Даже в пределах одного концепта мы можем видеть амбивалентность и контрастность, об этом говорят многочисленные работы, интерпретирующие смыслы культурных концептов и исследующие их репрезентации в языке (см. Антология концептов, Антология художественных концептов русской литературы…).
Восприятие образов и символов русской культуры и русской литературы, в частности, также отражает специфику русской ментальности. Интересен даже сам процесс актуализации («возвращения из забытья») творчества того или иного поэта, писателя, философа. При этом в «ядерной зоне» концептосферы русской литературы стабильно остаются те русские писатели и поэты, чье творчество признается на протяжении эпох и отражает специфику русской ментальности. Это и есть прецедентные феномены (лингвокультурный термин) русской культуры. Степень повышения или понижения их значимости для индивидов может меняться в разные исторические периоды. Отражением пристального внимания к творчеству (образам, идеям, мыслям) того или иного художника слова является его цитирование, упоминание образов, отсылки к смыслам, сюжетным линиям и…изображение в вещном мире (примета нашего времени).
Использование в одежде принтов с изображениями поэтов и писателей, как и всего, то ассоциируется с Россией, - это ноу-хау молодого российского бренда Mother Russia, появившегося на рынке четыре года назад. Успешность данного маркетингового хода заключается, на наш взгляд, в использовании культурно значимых, хорошо узнаваемых образов и символов русской культуры, интерес к которым является стабильным (например, использование профиля или портретов А.С. Пушкина, М.Ю. Лермонтова, Н.В. Гоголя, С. Есенина, М.Булгакова, силуэтов и изображений их персонажей). Агрессивность принтов, использование элементов военно-спортивной, инфернально-демонической тематики – это не что иное, как общая специфика восприятия действительности. К слову сказать, еще одной тенденцией современной действительности является стабильный интерес к милитари и вообще ко всему, что имеет отношение к военной тематике. Причины этого мы обозначили выше – влияние внешних факторов на восприятие мира. Таким образом, как нам представляется, демонстрация агрессии в изображении культурных концептов – это следствие влияния агрессивной среды, а не ответный ход и не проявление защитной реакции.
С уважением, Анна.




Ответить



  


Количество пользователей, читающих эту тему: 1

0 пользователей, 1 гостей, 0 анонимных