Перейти к содержимому


Экологическая лингвистика


  • Вы не можете ответить в тему
В этой теме нет ответов

#1 Мария А. Рывкина

    Продвинутый пользователь

  • Администраторы
  • 339 сообщений
  • Фамилия:Рывкина
  • Имя:Мария
  • Отчество:Александровна
  • Регион:77. Москва
  • ГородМосква
  • Место работы:НОУ ВПО "РосНОУ"
  • Должность:Научный сотрудник
  • Цель регистрации:Профессиональное общение
  • Источник информации:Работа

Отправлено 20 Март 2018 - 14:38

Магистерская программа – «Экологическая лингвистика»
Направление подготовки - «Лингвистика» (45.04.02)
Форма обучения – очная, сетевая
Продолжительность обучения – 2 года (4 семестра).
Язык обучения – английский.
Руководитель программы – профессор И.Клюканов (Россия, РосНОУ, Москва – США, Восточно-Вашингтонский университет, Чини), член Совета Российской коммуникативной ассоциации.
Состав преподавателей – ведущие специалисты в области лингвистики и коммуникации из разных стран.
Возможна выдача в качестве второго диплома диплома одного из сетевых партнеров.

Определение
Эколингвистика – это новая ветвь языкознания, которая сформировалась на стыке социального, психологического и философского направлений в лингвистике. Эколингвистика рассматривает язык в аспекте взаимодействия. Так же, как в экологии изучается взаимодействие живых организмов между собой и с окружающим их миром, эколингвистика рассматривает взаимодействие между языками, а также языками и их «окружением», то есть обществом, в котором они применяются.
История
Родоначальником понятия экологии языка принято считать американского лингвиста Эйнара Хаугена, которыйв 1970 г. в докладе «Экология языка» и ввел аспект взаимодействия в социолингвистику и психолингвистику. «Экологию языка можно определить как науку о взаимоотношениях между языком и его
окружением, где подокружением языка понимается общество, использующее язык как
один из своих кодов. Язык существуеттолько в сознании говорящих на нём и
функционирует только при взаимоотношениях с другими говорящими ис их социальным и естественным (природным) окружением. Частично экология языка имеет
физиологическую природу (то есть взаимодействие с другими языками в сознании говорящего), частично
социальную (то естьвзаимодействие с обществом, в котором язык используется как
средство коммуникации). Экология языказависит от людей, которые учат его, используют и передают другим людям».
Идеология
Главная идея Хаугена заключается в том, что языки, подобно различным видам животных и растений, находятся в состоянии равновесия, конкурируют друг с другом, и само их
существование зависит друг от друга, как внутри государства и других социальных групп, так и в сознании человека,
владеющего несколькими языками.
Предмет эколингвистики
Предметом эколингвистики является взаимодействие между языком, человеком как
языковой личностью и егоокружающей средой. Язык при этом рассматривается как
неотъемлемый компонент цепи взаимоотношений между человеком, обществом и природой. Функционирование и развитие языка представляется как экосистема, а окружающий мир — как языковой концепт.
Аспекты лингвоэкологии
На данный момент выделяется три аспекта экологии языка: · Интралингвальный (связан с культурой речи, стилистикой, риторикой и включает
исследования нарушений правильности, ясности, логичности, выразительности и других коммуникативных свойств
речи).
· Интерлингвальный (связан с полиязычием как средой обитания отдельного этнического
языка и с проблемой исчезновения языков, а значит, и с уменьшением лингвистического разнообразия на Земле).
· Транслингвальный (связан с использованием единиц, средств, реалий одного языка, одной культуры в контексте и средствами иного языка, принадлежащего другой культуре в художественной литературе, фольклоре, публицистике).
Экологическое мышление направлено на изучение системы «человек – окружающая среда».
Эколингвистика добавляет и ставит в центр рассмотрения язык как нексус взаимодействий между человеком и окружающей средой: «человек – язык - окружающая среда».

Общий подход к программе - Междисциплинарный: лингвистика, антропология, психология, социология, юриспруденция, педагогика и т.д. - Онтологический: что есть язык как сложный феномен - Эпистемологический: каковы методы и процедуры научной его исследования.
- Аксиологический: имеется в виду материальная аксиология, которая изучает структуру и иерархию эмпирических ценностей, т.е. конкретных явлений (например, лингвистического ландшафта)

Модули и возможные темы программы:
· Общетеоретический блок Язык как сложный феномен (биологические, социальные, культурологические и философские основы языка) История эколингвистики Контакт языков, многоязычие, этнолингвистическая витальность, перевод
· Методологический блок Количественные и качественные методы в лингвистике Корпусный анализ Фрактальный анализ Дискурс анализ Семиологический анализ
· Прикладной блок Язык и право Миграционные процессы Языковое планирование Культура речи Язык и культурная память Лингвистический ландшафт Экологический мониторинг





Количество пользователей, читающих эту тему: 1

0 пользователей, 1 гостей, 0 анонимных